Твереза Славутчина
 

Демагогия алкогольная

ЧТО ТАКОЕ ДЕМАГОГИЯ

Демагогия алкогольная (проалкогольная) — это спекуляция научными фактами об алкоголе в откровенно подлых или корыстных целях. Обычно она сопровождается фальсификацией событий из истории алкоголизации и трезвенных движений либо изображением их в ложном свете, оформляется внешне правдоподобной, но по существу искусно подтасованной аргументацией. Кажущееся правдоподобие демагогического словесного потока зачастую позволяет алкогольным программистам добиваться желаемых результатов, не обнаруживая своих действительных намерений.

Алкогольная демагогия стала сильным и опасным средством манипулирования индивидуальным и массовым сознанием. Внешний признак демагогии — ложный пафос, цветистое красноречие, апелляция к примитивным, низменным инстинктам слушателей и т. п.

Когда человек говорит об алкоголе неправду — значит, он либо каким-то образом заинтересован в том, чтобы люди пили, либо просто находится в зависимости от алкоголя и всей сопутствующей ему лживой информации, масштабы которой трудно переоценить.

Существует множество провокационных вопросов и утверждений, относящихся к алкогольной демагогии. В этом разделе мы рассмотрим самые распространённые их примеры.

«КОГДА ВЫПЬЮ — МНЕ ХОРОШО!»

Состояние возбуждения, которое испытывают многие люди, привыкшие к употреблению внутрь алкогольных жидкостей, объясняется следующими причинами:

1. Физиологическая: в результате воздействия психоактивного вещества — этанола — на структуры лимбической системы и опиатоподобные рецепторы головного мозга возникает явление, давно известное в медицине и называемое эйфорией. Разберёмся, наконец, что же это такое.

Эйфория — это субъективно приятное состояние, в котором человек ощущает возбуждение, особого рода «бодрость», «прилив сил», «улучшение» настроения; возникает гипертрофированное ощущение своей значимости, порой — неограниченности возможностей. Иногда эйфория проявляется в ощущении «приятной» оглушённости, «расслабленности», «удовлетворённости», безмятежности, мнимого «благополучия».

Одной из причин эйфории является возбуждение подкорки, старейшей в филогенетическом отношении части мозга, в то время как работа более молодых и чувствительных его частей сильно нарушается или парализуется.

Будучи субъективно приятной, сама по себе эйфория является рискованным состоянием, так как человек при этом в той или иной степени отключается от реальности. За счёт обмана психики химическим веществом он чувствует себя «на верху блаженства».

И что самое интересное — несчастная жертва алкогольной эйфории зачастую не замечает нарушения нормальной деятельности своего организма. Если же этому человеку намекнуть, что он, мягко говоря, находится не в норме — реакция помрачённого сознания и уязвлённого самолюбия может быть непредсказуема…

2. Социально-психологическая: весь широкий диапазон эмоций, которые проявляются обычно у участников алкогольных застолий, далеко не всегда вызывается воздействием на организм психотропного вещества из разноцветных бутылок.

Возбуждённое состояние психики возникает значительно раньше — уже при созерцании закупоренной стеклотары с отравой.

Когда двое друзей «хорошо проводят время» с вином или пивом, они не сидят в ожидании, пока достаточное количество алкоголя абсорбируется кишечником, поступит в мозг и проникнет в определённые его центры.

Человек, собравшийся «культурно» залить в себя «умеренную» дозу наркотической смеси, уже заранее подсознательно готовится вести себя так, как заведено в данной компании. Состояние возбуждения инициируется не принятием внутрь того или иного раствора С2Н5ОН, а запрограммированностью человека на определённое поведение, которое и запускает процесс отравления собравшейся за столом компании этанолсодержащими жидкостями. Поэтому целенаправленное изменение сложившихся у человека стереотипов о действии алкогольных и табачных наркотиков может полностью изменить отношение к их употреблению.

3. Морально-этическая: люди прибегают к алкоголю не только надеясь (наивно и безосновательно) избавиться от неприятных ощущений напряжения или утомления. Главная причина многих целенаправленных самоотравлений — желание заглушить угрызения совести. Однако, создавая на короткое время иллюзию спокойствия, алкоголь не только не устраняет причины неприятностей, но ещё больше усугубляет их, осложняет и отяжеляет жизнь человека. На следующий день после «наслаждения» алкогольной эйфорией неприятные ощущения и нерешённые проблемы возвращаются, и при этом очень редко возникает желание искать конструктивные пути их решения.

А беднягу, который уже однажды пошёл на компромисс со своей совестью, намного проще склонить к повторному алкогольному наркозу… И постепенно все жизненные сложности настолько усугубляются, что никто уже не в состоянии с ними справиться.

Человек незаметно для самого себя нравственно опускается, не говоря уже о каком-либо творческом поиске или стремлении к вершинам нравственного совершенства. Потому что, как верно подметил Л. Н. Толстой, спирт консервирует душу и ум так же, как анатомические препараты.

«ВСЕ ЛЮДИ ПЬЮТ»

«Почему вы не пьёте? — спрашивают пьющие трезвого. — Нынче ведь все пьют…» Этот провокационный вопрос совершенно неправилен! Не тому надо удивляться, что человек не вливает в себя алкогольную отраву, а тому, что другие люди зачем-то это делают.

Говорят, что пьют для здоровья. Однако от трезвости испокон веков ещё никто не болел; никому и в голову не приходило устраивать лечебницы для трезвенников. О лечении же алкоголиков, т. е. людей, отравивших спиртом и тело, и сознание, слышим всё чаще и чаще. Кроме того — целый ряд болезней (не будем их лишний раз перечислять) является неизбежным спутником употребления внутрь алкогольных растворов.

Говорят, что пьют от горя, или же для веселья.

Опять непонятно!

Никто, нигде и никогда не жаловался на трезвость. Из-за трезвости отца, мужа или сына ни одна слеза в мире не была пролита. Из-за питья же — наоборот. Если собрать все слёзы, вызванные пивом, вином и водкой, они затопили бы кабаки. Плохое, стало быть, «веселье» в питье, если оно несёт с собой плач, горе и проклятья.

Человек, не принимающий яд, поступает адекватно. Он выполняет функцию самосохранения — защищает свой организм. А вот успех алкоголепийцы более чем сомнителен: если только его не вырвало — он отравил свой мозг, свои репродуктивные органы, понизил свой иммунитет и повысил подверженность различным заболеваниям.

Отравляя организм более одного раза в месяц, человек постоянно держит в парализации высшие отделы мозга. Отравляясь более раза в неделю, человек не выходит из запоя. Серьёзно обдумав и взвесив всё это, действительно очень трудно понять — зачем же люди пьют? Зачем тратят заработанные деньги на отраву, зачем так настойчиво угощают этой отравой других? Остаётся одно объяснение — дурная привычка, привитая в самом раннем, ещё несознательном возрасте позорным баловством взрослых.

«Все так делают». Но всегда ли правильно то, что делают «все»? Попадём к дикарям-людоедам — там все лакомятся человеческим мясом. Мы тоже станем? Попадём к грубым язычникам — они кланяются идолам. Вместе с ними будем молиться истуканам? Придём в сумасшедший дом — там все чудачат, кривляются, кричат и буйствуют. Вместе с ними станем дурить?

Нет, нет и ещё раз нет!

Так зачем же травиться алкоголем только из-за того, что «все так делают»? Не лучше ли смотреть не на то скверное, дикое и грубое, что делают пресловутые и безликие «все», а на то доброе и светлое, к которому стремятся отдельные — пусть немногие, но зато лучшие люди?

Было время, когда везде было много всякой дикости. Но постепенно, шаг за шагом, год за годом, лучшие люди выбирались на лучшую дорогу сами и тащили за собою других. Вот и сейчас наступает тот переломный момент в нашей истории, когда ещё с одной дикой традицией, уносящей огромное количество человеческих жизней, должно быть покончено.

«ТРЕЗВЕННИКОВ НЕ УВАЖАЮТ В КОМПАНИЯХ»

Это лишь поначалу кажется, будто от трезвого человека — настоящего, здорового трезвенника, который сделал свой выбор под влиянием осознанной информации, а не хронической язвы желудка — общество отвернётся.

Заявляя во всеуслышание о своём естественном, сознательном неприятии любых растворов алкогольного (как и любого другого) наркотического яда, человек может потерять разве что своих действительных или потенциальных собутыльников. Настоящие друзья не только не отвернутся от трезвого человека, но и поддержат его в этом прекрасном начинании! Более того, движимые уважением и неподдельной, искренней дружбой, они с удовольствием возьмут с него пример: в очень скором времени примут для себя такое же решение — жить трезво.

И только недоброжелатели могут позволить себе отрицательные высказывания по поводу трезвого образа жизни, и уж тем более — в адрес трезвого человека, сознательно живущего в этом естественном состоянии.

Пока человек свободен от влияния алкоголя (когда спиртное вызывает у него эмоций не больше, чем керосин, шампунь или пенка от стирального порошка), он — личность. Как только он теряет эту свободу и приобретает страсть — он жертвует собственной индивидуальностью. Сливается с огромной массой запрограммированных на потребление алкоголя и табака, которая бездумно следует за одурманивающей модой, одинаково мыслит, одинаковыми средствами достигает одинаково приземлённых и бессмысленных целей…

А если разобраться — то это страсть приобретает себе в подчинение ещё одно человеческое существо, которое не так давно ещё могло называться Человеком и стремиться к чему-то высокому. Повинуясь навязываемой алкогольной «моде», когда-то свободная личность становится орудием для привнесения в мир хладнокровного безразличия, хаоса и явного зла.

«НО ВЕДЬ МНОГИЕ ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ ПИЛИ!»

Ревнители алкогольной эйфории любят приводить в пример выдающихся правителей, известных писателей и поэтов, которые не прочь были опрокинуть рюмку-другую, даже в стихах выражая свою приверженность к спиртному. Говорят даже, что именно алкоголь — причина их гениальности.

Задумаемся: а может быть, творческий процесс происходил у них не благодаря, а вопреки наркотическому самоотравлению?! И какие шедевры могли бы они создать, не ограничивая свои творческие способности алкогольной интоксикацией? Ведь одурманивание наркотическим веществом постепенно губит саму возможность творчества. А «проявлениями фантазии» и «достижениями творческой мысли» иногда называют и плоды галлюцинаций, вызванных психоактивным веществом…

Алкогольное опьянение — это ни что иное, как острая интоксикация, обусловленная психотропным действием жидкостей, содержащих этиловый спирт. И признавать вершиной человеческого гения любое «творчество», произведённое под воздействием алкогольного отравления, было бы крайне опрометчиво.

Зная, что пьющий человек оскотинивается ровно настолько, сколько выпил спиртного, в древней Греции детям наглядно (на рабах) показывали, что алкоголь — средство подавления разума. О каком творчестве здесь может идти речь?!

Наоборот, несчастные жертвы одурманивания становятся не творцами, а «пластилином» в чужих руках. Пьющими людьми легче управлять, потому что пьющий не мыслит, а мыслящий — не пьёт.

«РАЗУМЕЕТСЯ, АЛКОГОЛИЗМ — ЗЛО. НО ЕСЛИ НЕ ЗЛОУПОТРЕБЛЯТЬ?»

Как ни тяжелы последствия алкоголизма, корень проблемы не в нём. Трагедия начинает разыгрываться с самого первого случая употребления алкоголя. Учитывая, что этанол — наркотик и протоплазматический яд, каждому образованному человеку должно быть ясно, что бороться с алкоголизмом, не предотвращая употребление алкоголя — это всё равно, что бороться с убийством во время войны.

Совершенно очевидно, что если идёт война — будут и раненые, и убитые. А если имеет место потребление спиртных «напитков», которое, к тому же, в так называемых «культурных» формах позиционируется престижным, то будут и пьяницы, и алкоголики. Не признать этого могут лишь те, кто совершенно отравил свой мозг алкоголем, или же удовлетворён существующим положением и хотел бы стабилизации достигнутого уровня потребления, а значит — продолжения деградации и полного вымирания нашего народа.

Следует также пристальнее рассмотреть сам термин «злоупотребление». Если есть «злоупотребление», то подразумевается, что бывает и употребление не во зло, а в пользу. Но такого употребления нет! Любая доза алкоголя причиняет вред организму. Разница лишь в степени вреда.

Термин «злоупотребление» в принципе некорректен, и в то же время очень коварен: он даёт возможность находить самооправдание любому количеству выпитой отравы: я, мол, не злоупотребляю. На самом деле употребление спиртных изделий всегда является злоупотреблением.

Кроме того, неправильно считать, что пагубная привычка касается лишь конкретного, пьющего человека: пьёт, мол, — сам себе хуже делает. Употребление алкоголя, как сильнейший бациллоноситель, тянет свои щупальца к окружающим, и в первую очередь — к юному поколению. «Культурный» алкоголепийца (в отличие от куда более «наглядного» в этом отношении бомжа-алкоголика) показывает привлекательный пример детям, провоцируя их как можно быстрее начать подражать «взрослому» поведению, неосознанно становясь жертвами ритуалов самоотравления, подрывая своё здоровье.

«А КАК ЖЕ «КУЛЬТУРА» ПИТИЯ?»

Разговоры об «умеренных» дозах и «культурном» винопитии — это ловушка для простаков. Все пьющие, пьяницы и алкоголики начинали пить «культурно», а кончали в психиатрических больницах или на кладбище лет так на 20 раньше положенного срока.

Попробуем с научных позиций рассмотреть этот вопрос. Во-первых, ни один из ревнителей «культурного пития» не сказал, что это такое. Что понимать под этим термином? Как увязать эти абсолютно несовместимые, взаимоисключающие понятия — алкоголь и культура?

Может быть, под термином «культурного пития» люди понимают обстановку, в которой происходит поглощение вина? Красиво сервированный стол, прекрасная закуска, изысканно одетые люди, и пьют они высшие сорта шампанского, ликёра или коньяка… Это — «культура пития»?

Как показывают научные данные, опубликованные ВОЗ, ещё в конце ХХ века на первое место в мире вышел так называемый «менеджеровский алкоголизм», то есть алкоголизм деловых людей, ответственных работников.

Итак, если в понятие «культура пития» вкладывается стоимость алкогольных смесей либо обстоятельства, при которых, «приличные» и «культурные», казалось бы, люди отравляют себя этими наркотическими жидкостями, то, как видим, это не выдерживает критики.

Может быть, ревнители «культурного пития» имеют в виду, что после принятия какой-то дозы алкоголя люди становятся культурнее, умнее, а их беседы — более интересными, содержательными, наполненными глубоким смыслом?

Но какой орган, если не головной мозг, является ответственным за культуру человека? Для того чтобы осознать всю абсурдность словосочетания «пить культурно», полезно вспомнить, как алкоголь действует на мозг.

Школой И. П. Павлова доказано, что даже самые малые дозы алкоголя в коре головного мозга воздействуют на те отделы, где заложены элементы воспитания, то есть культуры. Так о какой же «культуре пития» можно говорить, если уже после первого бокала шампанского начинает исчезать из мозга всё то, что приобретено с воспитанием?

Из представленного анализа видно: ни в мышлении, ни в действиях человека, принявшего любую, в том числе «малую» дозу алкоголя нет ничего такого, что хоть в какой-то степени напоминало бы культуру.

А тем временем слепая вера в существование какой-то «культуры пития» каждый день продолжает наносить непоправимый вред нашему обществу.

В 1925 году, когда ещё пропагандировалась абсолютная трезвость, трезвенников среди различных категорий рабочих-мужчин было 43%.

Сегодня абсолютных трезвенников среди мужчин менее 1%…

Пьяниц и алкоголиков в 1925 году было всего 9,6%.

Уже к 1973 году их стало уже 30%.

Наименее устойчивой по отношению к алкоголю является молодёжь: если в 1925 году пробовавших алкоголь в возрасте до 18 лет было 16,6%, то в 1975 году их стало уже 95%. В наши дни молодёжь приобщается к потреблению слабоалкогольных жидкостей ещё раньше. И делается это по навету ровесников (а иногда — даже собственных родителей!) как само собой разумеющееся. А если среди студентов или старшеклассников и встречаются убеждённые трезвенники, то их можно сосчитать на пальцах…

Поэтому в современных условиях стремительной алкоголизации, как никогда, следует помнить, что сохранить здоровье на всю жизнь, а тем более — достичь счастья и долголетия сможет лишь тот, кто не попадётся в ловушку «культурного» потребления алкоголя.

«КАК ЖЕ МОЖНО НЕ ВЫПИТЬ НА ПРАЗДНИК?»

Праздник — это радость. Это повод собрать всех своих, увидеться, пообщаться. Для чего же в таком случае алкогольные жидкости? Ни одному живому существу (разумеется, кроме так называемого homo sapiens) не приходит в голову травить себя от радости наркотическим веществом!

К сожалению, в нашем обществе сформировалось определённое сословие людей, которые считают С2Н5ОН обязательным и незаменимым атрибутом каждого праздника. Конечно, абсурдно обвинять их в этом. Просто их сознание с ранних лет искалечено проалкогольным воспитанием… Но и позволять им навязывать обычай отравляться здоровой части нашего общества ни в коем случае недопустимо!

Пьянство «пустило глубокие корни в нашем быту и породило целую систему диких питейных обычаев, — говорил ещё в начале прошлого века выдающийся психиатр и общественный деятель, академик Владимир Михайлович Бехтерев. — Эти обычаи требуют пития и угощения вином при всяком случае…»

Но ведь только последней степенью нравственной деградации можно объяснить тот факт, что люди стали собираться вместе не для того, чтобы поздравить друг друга с праздником, раскрыть друг другу свои лучшие душевные порывы, а с другой, куда более примитивной целью: «культурно» отравить себя и своих родных растворами этилового спирта. При этом, разумеется, и почести воздаются не настоящим «виновникам» торжества, а алкогольному наркотическому яду.

Алкоголь — враг праздника и отдыха, он исключает саму его возможность. Любые дозы алкогольных растворов подавляют естественное стремление человека к истинной радости, заглушая его истинные чувства наркотическим «кайфом», эмоциональным суррогатом. Из-за употребления пива или вина праздничный день утрачивает своё этическое и физиологическое значение как день отдыха и душевного подъёма.

Так давайте же, наконец, перестанем делать вид, будто нас и наших детей не касаются эти дикие, навязанные нашему обществу ритуалы самоотравления алкогольными жидкостями, поддерживающиеся ужасающим, упрямым невежеством населения по отношению к этанолу!

Насилие над организмом и уничтожение генофонда, прикрываемые красивыми фразами и тостами со ссылкой на так называемые «традиции», не могут признаваться нормой ни одним здравомыслящим человеком.

Все наши праздники должны стать трезвыми уже сейчас, иначе в недалёком будущем в ритуальное поклонение этиловому дьяволу будут навсегда втянуты наши дети!

«А НА СВАДЬБЕ? ВЕДЬ ЭТО ТРАДИЦИЯ!»

Когда начинаешь убеждать, что употребление алкоголя (особенно по праздникам) ничего не приносит, кроме вреда — многие, даже соглашаясь с основными положениями, выставляют вдруг такой аргумент: а как же можно не выпить, например, на свадьбе? Как можно нарушить «традицию»?!

В действительности на Руси существовала противоположная, славная традиция, которая запрещала жениху и невесте пить вино. В этом обычае сказалась мудрость народа, охранявшего себя от вырождения. И ради наших будущих поколений эту традицию и сейчас следует строго соблюдать!

В наши дни медицине уже достоверно известно, что если зачатие произошло в период, когда зародышевая клетка находилась в состоянии «опьянения», то дети очень часто рождаются умственно или физически отсталыми. Если молодожёны вопреки всякому здравомыслию выпьют «за здоровье» — тут-то как раз никакого здоровья и не получится: они имеют все шансы подложить под здоровье своего ребёнка бомбу замедленного действия, раз и навсегда отравив его и свою собственную жизнь.

Именно охрана жизни и здоровья будущего ребёнка лежит в основе славной древней традиции, согласно которой на свадьбе не принято пить вино. Алкоголь и молодожёны не совместимы ни при каких условиях!

Как бы не пытались убедить нас в противном ревнители «обычаев», массовая культура и проалкогольная пропаганда, употребление алкоголя на свадьбе особенно вредно и даже преступно. В день, когда образуется семья и, возможно, зарождается жизнь будущего её члена, осквернять своё будущее шампанским или другими спиртными «напитками» — не просто кощунство, а тяжкое преступление!

«ПЕРЕСТАНУ ПИТЬ, КОГДА ЗАХОЧУ!»

…Так думали многие несчастные пленники химического удовольствия. Привыкая, словно собачки Павлова, радоваться каждому акту алкогольного самоистязания, человек медленно, но уверенно теряет свободу выбора. Ему уже и в голову не придёт отказаться от «угощения» токсическим веществом, которое это состояние вызывает. А в отличие от состояния естественной радости, ощущение алкогольной эйфории характерно тем, что при его повторении развивается неконтролируемое стремление испытывать его вновь и вновь.

Представим себе абсолютно антигуманный, но, к сожалению, очень часто повторяемый в наше время эксперимент: хороший знакомый предлагает немножечко отравиться пивом (реже — шампанским, вином, более концентрированными растворами) за его счёт. Если жертва эксперимента соглашается — она не только обрекает свой организм на очередное изнасилование сильнодействующим наркотическим ядом, но и вскрывает свою зависимость от данного вещества, что позволяет «угощающему» успешно воплощать в жизнь стратегию манипулирования сознанием и поведением жертвы.

Любое, даже самое, казалось бы, пустяковое увлечение алкоголем (как и любым другим наркотическим веществом) незаметно для его жертвы становится влечением, пристрастием, и, наконец — зависимостью. Запускается проверенный механизм деградации человека.

Но физиологические страдания, которые испытывает организм из-за этих систематических отравлений — ничто по сравнению с теми муками совести, которые как раз и пытается заглушить очередной дозой алкогольного раствора жертва «невинного» увлечения.

Таким образом человек попадает в заколдованный круг: физические страдания заставляют его снова и снова отравляться растворами этанола, а постоянно нарастающие психологические самоистязания продолжают вызывать всё более жестокое истощение организма.

«НАШ НАРОД ВСЕГДА ПИЛ, И ДО СИХ ПОР НЕ ВЫМЕР»

Многие любят повторять, что наш народ всегда пил, пьёт и будет пить. Такое убеждение умышленно поддерживается огромным количеством целенаправленно созданного «народного» творчества: это и песни, и кинофильмы, и другие художественные произведения. Все они рисуют яркие картины непрестанного употребления алкоголя нашими предками, выставляют наш народ вечно пьющим, гулящим и гордящимся своими пьяными «традициями».

Картины эти, завуалированные юмористическим жанром повествования, настолько прочно укоренились в народном сознании, что очень редко кому-то приходит в голову мысль проверить эту «истину».

На самом деле возраст «традиции пития» — не более двух-трёх столетий. Но объёмы поглощения алкогольного наркотического яда до сухого закона 1914 года никогда не превышали 4-5 литров на душу населения в год! Обратившись же к истории славянских народов до XVI века, мы вообще не найдём следов массового потребления алкогольных изделий. Трезвость являлась национальной чертой нашего народа.

Сегодня же, «благодаря» искусно проведённой пропаганде, население страны действительно становится таким, каким его десятилетиями старались обрисовать недоброжелатели: мы пьём около 20 литров абсолютного спирта в год... К сожалению, всё самое скверное и пагубное гораздо быстрее, чем что-нибудь хорошее, переносится с рекламных щитов и телеэкранов в нашу реальную жизнь.

«РАЗВЕ ВОЗМОЖНО УБРАТЬ АЛКОГОЛЬ?»

С тех пор, как в нашу массовую культуру просочились фильмы, песни и прочие «творения», оправдывающие и прославляющие употребление растворов этилового спирта, в сознании народа крепко-накрепко укоренилась мысль о невозможности существования без самоотравлений.

Как же велико бывает удивление обычного жителя нашей пьяной страны, когда он узнаёт, что, две трети населения планеты, оказывается, живут трезво! Народы многих стран мира свободны от всех бед, связанных с изготовлением, продажей и потреблением алкогольных смесей. Они давным-давно сознательно выбрали и утвердили для себя (а значит — и для всех своих потомков) трезвый образ жизни.

По сведениям Международной Академии трезвости в 41 государстве мира действует абсолютный сухой закон, а ещё в 40 странах — законы, охраняющие трезвость населения.

Например, в такой небольшой стране как Бангладеш, по данным ВОЗ, собранным в 2003 году, 87,4% мужчин и 99,7% женщин никогда в жизни не пробовали алкоголь. Мусульманское население арабских стран (Иран, Ливия, Пакистан, Иордания, Саудовская Аравия и многие другие) второе тысячелетие живёт трезво и не собирается отменять сухой закон.

И в нашей стране был период расцвета всенародной трезвости: в течение 1914–24 гг. душевое потребление алкоголя приблизилось к нулю, составляя 0,1–0,2 литра. Устанавливаемый повсеместно по инициативе местных органов, власти сухой закон оказал самое благотворное влияние на ум и нравственность нашего народа. Даже несмотря на его скорую отмену душевое потребление алкоголя в стране ещё долго не превышало 2,0 литра на душу населения, и только в шестидесятых годах начался катастрофический рост этого показателя.